Наслушавшись политической аналитики, я решил узнать побольше про общественное мнение и прочитал «Общественное мнение» Георгия Юдина.
Общественное мнение сейчас прочно ассоциируется с цифрами опросов. Но если рассмотреть историю понятия, то становится понятно, что это весьма однобокий взгляд.
Исторически было две ветки развития понятия «общественное мнение».
Одна идет от Жан-Жака Руссо и предполагает, что в нас есть некий источник понимания общественного блага («народный дух») и мы можем к нему обращаться. Знания и обсуждения в этом случае только мешают прислушиваться к этой нашей волшебной способности. С этой точки зрения может быть только одно мнение, а те кто не совпадают с большинством — просто заблуждаются (испорченные цивилизацией или эгоизмом).
Другая ветвь, буржуазная, вышла из европейского научного сообщества. Для достижения истины нужно было провести публичную дискуссию. Не особо важно, что там у тебя в голове было до обсуждения — важнее к чему вы пришли в процессе. Вообще мнение только на русском «общественное», а изначально оно «public» — публичное.
Вполне очевидно, что опросы общественного мнения тяготеют к первой позиции, со всеми её недостатками.
Я тут, понятное дело, не могу все пересказать, но автор последовательно развенчивает несколько мифов. Что опросами общественного мнения занимается социология. Что принятие решений на основе результатов опросов — это демократия.
Книга небольшая, очень рекомендую. Есть и электронная версия.
#books
Забавный факт.
В опросах ВЦИОМ один из вопросов звучит как «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность президента России?». И в ответ на это респонденты часто задают ответный вопрос, — «во внешней или во внутренней политике?». А интервьюеры не могут уточнить вопрос — нужно отвечать как есть. Так что люди отвечают, как понимают. Те кто решил, что вопрос больше про внутреннюю политику — обычно меньше одобряют. Я не знаю как они выяснили кто что думает, но это со слов Левада-центра, которому вроде можно доверять.
Это иллюстрация одной из слабостей опросов как инструмента демократии. Кто задает вопрос — задает повестку.