Франсуа Жюльен в своих книгах упоминает о том, что западная мысль основывается на идеальном. За любом событием есть некоторая теория, некоторый платоновский мир идей. Абстракция настолько привычный для нас инструмент, что нам даже в голову не приходит думать по-другому. А в Китае вот, не было теорий в нашем привычном понимании. И это трудно понять — как можно говорить о чем-то общем, не используя абстракций.
Я наконец придумал понятный пример.
Я беру турку, засыпаю туда молотого кофе, заливаю водой и ставлю на огонь. Когда в турке поднимется «шапка» и кофе будет близок к закипанию, огонь надо выключить. Иначе кофе прольётся на плиту, да и то, что осталось будет менее вкусным. Обычно это происходит через две-три минуты. Но это слишком долго, ведь в руке есть телефон. Я начинаю просматривать почту, забываю про кофе и обращаю на него внимание только когда слышу характерное шипение выкипающего кофе.
Это была реальная ситуация. Я её описал особо нудно. Никаких особых абстракций нет, но и общности тоже мало.
Бывают такие промежутки ожидания, когда вы понимаете заранее, что вам будет скучно столько сидеть без дела, но и таймер поставить кажется слишком большим усилием. Самое главное в таком случае — не уткнуться в телефон.
Я тут конечно перегибаю абстрактную палку. Но умственная операция привычна. Берешь конкретный опыт и абстрагируешь.
Я беру турку, засыпаю туда молотого кофе, заливаю водой и ставлю на огонь. До вкусного кофе осталось всего две-три минуты. Но я обращаю на него внимание только когда слышу характерное шипение выкипающей жидкости.
Я убрал некоторые детали из ситуации: телефон, почту, рассуждения о закипании. И описание стало более общим. Теперь оно относится к большему количеству конкретных ситуаций — мало ли что меня отвлекло. Это мог быть курьер, это могли быть глубокие думы, я мог отойти руки помыть. При этом абстракции тоже не добавилось — все детали вполне конкретны.
В текстах, которые условно можно назвать «китайскими мудростями» этот приём производится более умело. Мало деталей, много смысла.
Как вишня расцвела! Она с коня согнала И князя-гордеца.