Меня долгое время интересует вопрос — где пролегает граница между дизайном и инженерным делом?
Поверхностное описание деятельности практически совпадает. И дизайнеры и инженеры-конструкторы разрабатывают продукты или их части, которые решают какие-то проблемы. Даже есть практики, которые применяются в обеих дисциплинах, например, ТРИЗ.
При этом ожидания от дисциплин сильно отличаются. Результат хорошего дизайна удобен и привлекателен. Хороший инженерный результат прежде всего эффективен.
Отрывок из книги Material and Mind от Christopher Bardt, который собрал у меня в голове решение этого вопроса:
We continually reconfigure artifacts no longer under functional pressure that as cultural objects derive much of their meaning and value from their design and aesthetic qualities, such as wristwatches and chairs; their utility taken for granted and is rarely a differentiating factor. It is a recurring theme of this book: when functional obligations and pressures recede, the forces, action, and techniques organizing material are redirected to representation, to making things language-like.
Дизайн берет требования к продукту из психологии и привычек человека, моды и эстетики. Инженерное дело получает требования из функциональных ограничений. Чем сложнее выполнить функциональные требования, тем больше инженерной работы в продукте, тем менее мы свободны делать продукт удобным для человека.
Для примера возьмем электрический чайник. Это уже давно нельзя назвать инженерным чудом. Никого не удивить прибором, который вскипятит пару литров воды за пару минут. Поэтому промдизайнеры свободны делать чайники любой формы или добавлять дополнительные удобства, типа настройки температуры или узкого носика. С другой стороны, можно усилить функциональные требования, например, попытаться сделать складной электрический чайник для походов, который способен работать от двух пальчиковых батареек в течение недели. Тогда никто не удивится, что чайник уже сложно будет сделать еще и удобным. К тому же он еще и дорогущий будет.
В общем, дизайн и инженерное дело — это взаимодополняющие практики, которые совместно встраивают продукт между человеком и решаемой задачей. Чем сложнее выполнить задачу (инженерное дело), тем меньше ресурсов можно потратить на взаимодействие с человеком (дизайн).
Лично для меня важным примером артефакта, сочетающего в себе и дизайн и инженерную дисциплину, является код. С одной стороны, интерпретатор его выполняет с точностью до символа. С другой стороны, он должен быть понятен другим программистам.
К коду относится известное высказывание: make it work, make it fast, make it beautiful. Первые два пункта получаются инженерные, а последний — дизайн.